Главная »  Новости »  Экскурсия ЦВЕТИК-СЕМИЦВЕТИК 19.07.2019 г

19 июля 2019 года с воспитанниками учреждения была проведена экскурсия «Цветик-семицветик» по набережной реки Уй г.Троицка. В экскурсии участвовало 10 воспитанников. Перед экскурсией с детьми воспитатели провели инструктаж в целях безопасного нахождения  воспитанников у водоёма.

Детям рассказали о Свято-Троицком кафедральном соборе, находящимся на берегу реки Уй. Побеседовали о реке, понаблюдали за рыбаками, плавающими утками, прогулялись по набережной, катались на самокатах.

После прогулки дети совместно с воспитателями посетили Свято-Троицкий кафедральный собор – это первое в крепости каменное сооружение, которое занял особое место в структуре города.

Свято-Троицкий кафедральный собор - визитная карточка города Троицка, господствующая доминанта планировочной структуры города, он же играет значительную роль в формировании силуэта и панорамы исторической городской застройки. И сегодня, несмотря на появившиеся впоследствии другие высотные доминанты - мусульманские мечети, православные церкви - храм продолжает главенствовать и концентрировать на себе все визуальные связи. Его градоформирующая роль с развитием города не утратилась, а только окрепла. Троицкая крепость, предшествующая городу, была заложена в 1743 г. Поначалу в крепости существовала походная полотняная церковь.

«Палатка, как говорит предание, стояла на Соборной улице... В 1861-1864 гг. место, где стояла палатка, не было застроено и принадлежало уездному училищу. В 1898 г. на сем месте отстроено прекрасное здание для трехклассного городского училища». Полотняную церковь вскоре сменила деревянная. Возле этой церкви разместились первые захоронения военного гарнизона. «Старинное кладбище, надо полагать, было на месте деревянной церкви (ныне в конце первого квартала от собора, по Соборной улице), так как при постройке дома диаконом Базановым, когда копали землю под фундамент, на глубине двух аршин находили много человеческих костей». Место, где стояла деревянная церковь, городская дума в 1843 г. уступила диакону Базанову.

Позднее была возведена однопрестольная каменная церковь без колокольни. Закладка ее состоялась в 1754 г., в этом событии принял участие оренбургский генерал-губернатор И.И. Неплюев. В литературе встречаются различные даты окончания строительства каменной церкви в шестом десятилетии XVIII века.  Объясняется это в т. ч. и тем, что освящение вновь построенного храма бывало позднее, чем завершение строительных работ. В соборе хранился деревянный крест, на котором была сделана надпись: «Освятися жертвенник Господа Бога и Спаса Нашего Иисуса Христа во храме Святая Живоначальныя Троицы Господа Бога и Спаса Нашего Иисуса Христа, при державе Благочестивейшия Самодержавнейший Великой Государыни Нашей Елизаветы Петровны всея России, и при наследнике ея, внуке Петра 1-го, Благоверном Государе Великом князе Петре Феодоровиче. Супруге Его, Благоверной Государыне Великой Княгине Екатерине Алексеевне и Благоверном Государе и Великом князе Павле Петровиче, по благословению Преосвященного Павла, Митрополита Тобольского и Сибирскаго, в лето 1761 индикта, месяца Августа в 26 день (9 сентября нов. ст. (авт.), на память Преподобного Отца нашего Пимена».

В описании южноуральского края XVIII в. П. И. Рычков среди строений Троицкой крепости перечисляет в том числе: «.. две церкви: одна соборная каменная во имя Святой Троицы, о пяти главах и немалого пространства, другая старая деревянная во имя то ж». Одновременное существование двух церквей объясняется тем, что каменная церковь была летней, т. е. не отапливалась, а деревянная была меньше и обогревалась.

Если Троицкая крепость с момента образования стала одним из стратегических пунктов и проводником политики и идеологии Российской империи, то Троицкий собор символизировал уровень культуры русского народа.

Архитектура собора сформировалась под влиянием «социальных предпосылок» — идей своего времени, ценностей и предпочтений. Ключом к этому стало стремление создать сооружение «...к славе великой империи, к чести своего века, к бессмертной памяти будущих времен, к украшению града...». Критерием оценки архитектуры становится «великолепие» и «благородная простота».

Первоначальный облик собора был иным, чем мы видим его сегодня. Он был одноэтажным, четырехстолпным. Оконные проемы располагались в два света. По углам храмовой части находились четыре глухих барабана, а центральный был световой, стройный, с четырьмя окнами. Все пять барабанов церкви увенчаны главками шлемовидной формы с четырехконечными крестами. Трапезная и алтарь имели двускатную кровлю. Апсида завершалась позакомарным покрытием в виде сферы. Декоративный строй фасада обладал особенностью дробления элементов и плоскостей от периферии к центру. Гладкие плоскости стен трапезной и алтаря прорезаются крупными оконными проемами с наличниками, выступающими на плоскость стены. Луковичные завершения проемов в центре завершаются замковыми камнями. Угловые лопатки прорезаны крупным рустом. Карниз, четко прорисованный, придает зданию весомую статичность. Главный объем собора (храмовая часть) по вертикали членится четырьмя прямоугольными пилястрами. Две средние пилястры несли на себе треугольный фронтон. Завершались проемы полуциркулярно, и это придавало ощущение легкости в восприятии объема.

В 1775 г. неподалеку от каменной церкви, вероятно, на месте старой деревянной, была  построена также деревянная двухэтажная церковь с колокольней. Престолы были освящены в нижнем этаже в честь успения Божией Матери, а вверху — во имя святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских.

Стремительный рост торгового значения крепости требовал изменения ее административного статуса. В 1784 г. из Троицкой крепости учреждают уездный город с причислением его к Уфимскому наместничеству. Положение Троицка как уездного города повлекло за собой возрастание роли храма. Каменная церковь уже не вмещала всех молящихся города, близлежащих станиц и слобод. Город нуждался в более обширном и величественном культовом здании. В Санкт-Петербурге принимается решение построить новый меновой двор с каменной таможней и воздвигнуть новый каменный храм. Но по настоянию Троицкого священника П.С. Бирюкова постановили новый храм не строить, а расширить старый каменный.

В 1823 г. (1825 г) в Троицкой церкви были устроены «колокольня и два придела во имя Успения Божией Матери (южный - (авт.) и святителя Николая (северный - (авт.) Деревянная была сломана и употреблена на обжиг кирпича для каменных упомянутых построек». Это была известная практика. Приделы располагались внутри трапезной.

Городское строительство предполагало перенесение кладбища на окраину города. Оно занимало место современного православного кладбища между Димитриевской церковью и монастырским храмом Преображения Господня. В 1841 г. на кладбище была сооружена часовня, которая была передана женской общине и переоборудована в церковь Казанской иконы Божией Матери.

«В 1842 году в июне месяце, — записывал позднее соборный священник Василий Лавровский, — во время ужасного пожара, от которого пострадала большая часть города, уничтожено до 300 домов. Все деревянное на колокольне и внутри ея сгорело; колокола попадали. Малые колокола растопились; из них уцелел один; у большаго колокола вытопился край. Крыша на церкви паперти сгорела. Куполы и своды были обнажены. Внутри самого храма сгорели хоры. При страхе, спасая деревянныя украшения церкви, изломали иконостас. Церковь была заперта, и с год не было службы до совершеннаго исправления храма. Богослужение, дозволенное вне храма, отправлялось в отделении военных кантонистов».

Постепенно собор принимает тот вид, который приводил в восхищение наших предков своим величием и изяществом. Он значительно вырос в объеме. Трапезная часть по фасаду увеличилась на два оконных проема. С западной стороны церкви к трапезной примкнула четырех ярусная колокольня. Алтарь увенчивается барабаном с главкой, трапезная также увенчивается двумя барабанами с главками. Таким образом, собор становится девятиглавым. Декор сообразно времени также увеличивается, но остается в крупных формах без изменений детализации, так как был рассчитан на восприятие с дальнего расстояния. Убраны были только наличники, характерные для барочного здания, и фронтон под центральным объемом. С северной, южной и западной стороны собора пристраиваются порталы. Собор обносится каменной оградой. Форма храма остается барочной, а декор фасадов приобретает черты классического стиля. Это придало зданию «деловой» вид, демонстрируя тем самым стабильность, силу и мощь Российского государства. Архитектура собора решила поставленную перед ней задачу - собор предстал не только культовым сооружением, он стал символом, олицетворяющим в себе прогрессивные устремления России в данном регионе.

Воспитатели рассказали о правилах поведения в соборе. С большим вниманием дети рассматривали внутреннее убранство собора, обратили внимание на большое количество икон. После экскурсии воспитанники делились яркими впечатлениями, получили заряд положительных эмоций и ощущений.


Дата публикации: 25 июля, 2019 [10:30]
Дата изменения: 25 июля, 2019 [10:32]
← Вернуться

Изображения


Обнаружив в тексте ошибку, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.
Решаем вместе
Не убран снег, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!